Притча о засохшей смоковнице как предупреждение нашему двуличию

В Евангелии описывается множество случаев встречи Иисуса Христа с людьми, которые, казалось бы, должны первыми при встрече с Ним говорить всему народу: «Это Он, Мессия! Тот, о Котором говорит нам Писание!». Но, к сожалению, в подавляющем большинстве случаев встречи Иисуса Христа с такими людьми проходили в совершенно ином ключе. Он говорил им: «Горе вам… лицемеры! … Вы взяли ключ разумения, сами не вошли и другим воспрепятствовали … Слепые вожди слепых» (Мф. 23:13; Лк. 11:52; Мф.15:14), – а они молча ненавидели Его и искали повода, чтобы Он замолчал навсегда. Это были фарисеи и книжники. Они считались авторитетными и законными учителями своего народа, потому как действительно знали Священное Писание и закон Божий. Но ведь одно дело – знать, а другое – исполнять.

И вот однажды Господь рано утром вместе со Своими учениками пошел в Иерусалим. По пути Он, как сказано в Евангелии, «взалкал» (см. Мф. 21:18), т.е. захотел есть. Неподалеку росла смоковница (плодовое дерево, также распространенное в Иудее, как в России – яблоня, и более известное как инжир). Христос подошел к ней, надеясь напитаться ее плодами, но ничего, кроме листьев, на ней не было. И хотя сезон созревания смокв еще не наступил, Господь обратился к смоковнице с грозными словами: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек!» (Мф. 21:19). После этого Он вошел в Иерусалим и пробыл там весь день, вечером вернувшись в Вифанию (пригород столицы). На следующий день Ему предстоял тот же путь, и апостолы заметили, что несчастная смоковница полностью засохла.

Судьба народа

Многие святые отцы и учители Церкви (святитель Иоанн Златоуст, блаженный Феофилакт Болгарский и другие) усматривают в образе засохшей смоковницы судьбу Богоизбранного Израильского народа. Как смоковница была вся покрыта листьями, так и народ был полон внешнего благочестия, добавив к закону Божьему множество преданий и установлений, исполнять которые предписывалось неукоснительно. Но беда была в том, что они следовали более букве закона, нежели его духу. Учители народа требовали исполнения заповедей Божиих больше от других, чем от себя. А простые люди, исстрадавшиеся под гнетом римлян, хотя и ждали Спасителя, но придавали Ему совершенно мирское значение – дарование свободы и независимости еврейскому народу.
В Ветхом Завете Господь даровал людям Свои заповеди, чтобы через исполнение их они приближали свои сердца к Нему. Когда пришло время Сыну Божьему прийти в мир, несомненно, были люди, которые могли бы увидеть в Нем Спасителя мира от вечной смерти. Они сделали это и последовали за Иисусом. Но большинство душ человеческих так и остались застегнутыми на все пуговицы. До момента их преображения надлежало произойти смерти и Воскресению Христа.
Размышляя над историей о смоковнице, нельзя не заметить, что строгое предостережение Господа обращено не только к фарисеям, книжникам и еврейскому народу вообще. Его грозные слова звучат для всех нас.

Наши дни

История, которая заслуженно называется учительницей жизни, помогает не повторять чужих ошибок. Судьба Богоизбранного народа преподает нам урок того, что одни только знания без жизни по этим знаниям приводят к печальным последствиям. Город Иерусалим, за стенами которого Спасителя прибивали ко Кресту, был стерт с лица земли всего лишь через 70 лет после этого. Величественный храм, дом молитвы, который современники Христа, по Его слову, «превратили в вертеп разбойников» (Мф.21:13), был разрушен. Синагоги, в которых благочестивые евреи собирались для чтения и изучения Священного Писания, были уничтожены. Все, что должно было помогать людям познавать Бога, приносить добрые плоды добродетелей – любовь, смирение, милосердие, рассуждение — все было лишено существования. Не потому что было плохим само по себе, а потому что люди стали двуличными. Они знали, как нужно жить, чтобы исполнять волю Божию, чтобы иметь благо. Но в то же самое время на их жизни это никак не отображалось.
Конечно же, это удобно и легко. На наше время это тоже можно перенести. Можно не убивать, не красть, не блудить, звонить родным по выходным, молиться Богу утром и вечером, и в то же время быть очень далеко от Него. Почему такое возможно? Потому что все вышеперечисленное, будь оно сотни раз выучено нашим умом, может так и не коснуться нашего сердца. А ведь именно этого ждет от нас Господь. Христианин, если вкратце, это такой человек, в котором мирно сосуществуют любовь к Богу и людям. А если первое для него – всего лишь красивая вывеска, которая, того и гляди, оторвется да улетит в неизвестном направлении из-за очередной внезапной жизненной неурядицы, то что тогда второе? Поэтому очень важно, чтобы те знания о Боге, Его законе и заповедях, которые есть у нас, не просто лежали пластом в нашей памяти, а были по-настоящему, реализовывались в нашей жизни. Проще говоря, как сказал однажды Патриарх Сербский Павел, чтобы наши слова не расходились с нашими делами.

Иерей Илья Никитин
protoinfo.ru
Статья из православного сборника для всех «Душа» май 2018, №5 (94)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *